3. Основные
правила web-дизайна.
Перед тем, как
начинать создание сайта, стоит сесть и продумать общий план будущего Интернет-представительства:
что там будет находиться, как его содержимое станет соотноситься друг
с другом, какие дополнительные возможности предоставит сайт посетителю,
каким будет стиль оформления web-страниц. Для каждого сайта план проектировки
будет свой, однако, есть некоторые законы, которые нужно рассмотреть.
Рассмотрим основные
правила сайтостроения, исходящие из идеи максимального удобства посетителя
- ведь основным потребителем труда web-дизайнера является именно посетитель
сайта.
- Обязательно нужно давать
названия страницам. Здесь имеется в виду название, которое отображается
в заголовке броузера. В HTML оно задается между тегами <title>
и </title>. Нет ничего хорошего в названии по умолчанию типа "Doc
21". Особенно будет нехорошо, когда страница зарегистрируется в поисковой
системе с таким именем.
- На сайте обязательно должна
быть главная страница с кратким каталогом всех разделов сайта, причем
с каждой страницы сайта должна быть ссылка на эту главную страницу.
Это вполне естественное требование - сайт должен иметь некий "центр",
с которого будет возможен общий обзор содержимого всего Интернет-ресурса.
Зачастую посетитель, пришедший на одну из страниц сайта (например, в
результате поиска в Yandex), потом переходит на главную страницу и просматривает
остальные материалы сайта.
- Крайне желательно наличие
удобного навигатора по сайту, то есть набора ссылок на остальные страницы
сайта, реализованных в виде: вертикальных, горизонтальных и распахивающихся
меню (рис. 17).
- На первой странице сайта
должна находиться краткая информация о содержании сайта и представленных
материалах. Посетитель, случайно попавший на сайт, не должен гадать,
что он может на нем найти.
- Крайне желательно, чтобы
графика на сайте имела лишь вспомогательное значение (за исключением,
конечно, сайтов, посвященных изобразительному искусству и другим подобным
тематикам).
Вообще желательно,
чтобы количество графических объектов на странице было минимальным.
При отображении страницы для загрузки каждого отдельного графического
объекта требуется отдельное обращение к серверу, что занимает время.
Загрузка десятка рисунков по одному килобайту займет гораздо больше
времени, чем одного рисунка в десять килобайт.
Многие пользователи отключают отображение графики в
своих броузерах для ускорения путешествий по Интернет, поэтому рекомендуется
давать графике текстовые комментарии, которые в HTML указывается в параметре
ALT. Особенно это рекомендуется, когда картинка используется как гиперссылка
- Размер каждой страницы сайта
не должен превышать предел в 80-100 килобайт вместе с графикой (оптимально
- 40-50), за исключением страниц с большим количеством информации -
электронных книг.
- До любого уголка сайта пользователь
должен иметь возможность добраться максимум в два-три нажатия мыши.
Вообще, крайне желательна оптимизация сайта на предмет как можно более
быстрой по нему навигации. Чем меньше нажатий и перемещений курсора
требуется от посетителя для просмотра информации на сайте, тем лучше.
- Если на странице сайта регулярно
помещается новая информация, то она должна помещаться в самом начале
страницы. Пользователь, заходящий на сайт за его новостями, не должен
принуждаться к загрузке всей страницы ради одной-двух новых строк, особенно
если размер страницы превышает 30-40 килобайт. Он всегда должен иметь
возможность нажать кнопку остановки загрузки и получить самую новую
информацию.
- Если сайт регулярно обновляется,
то рекомендуется на первой или отдельной специальной странице помещать
информацию о том, что же конкретно было обновлено в последнее время
- список обновленных страниц с кратким их содержанием, например:
- Если на сайте представлено
большое количество текстовой информации, то обязательно следует размещать
на нем не только web-страницы с текстами, но и архивы с ними, желательно
в формате Zip. Отнюдь не все пользователи Интернет горят желанием читать
тексты в on-line-режиме.
- Крайне желательно разработать
правильное цветовое оформление сайта. Цвет фона может зависить от тематики
сайта:
- Сайты связанные с молодежной
тематикой (музыка, компьютерные игры (рис. 18)
и т.д.) обычно располагаются на черном фоне.
Рис. 18. Сайт журнала "Великий
Дракон".
- Многие сайты выбирают темно-синий
цвет фона, благодаря чему достигается респектабельность (рис.
19).
Рис. 19. Сайт ChatCity.
- На домашних страницах обычно
используется фон пастельных тонов (зеленый, бежевый, голубой)
Но следует отметить, что многие
web-дизайнеры считают самым естественным решением использование белого
фона (рис. 20).
При использовании
фоновых изображений следует подбирать цвет фона более или менее соответствующий
фоновому рисунку.
- В самом низу страницы принято размещать служебную информацию: сведения
об авторских правах, адрес электронной почты разработчика, полезные
ссылки, счетчики и т.д.
Перед проектировкой
сайта необходимо поставить себя на место его посетителя и попытаться осознать
его потребности для того, чтобы впоследствии их учесть. Хороший и посещаемый
сайт можно создать только при условии его удобства для тех, кто будет
его посещать. Тогда и время и силы, затраченные на проектировку удобного
сайта обязательно окупятся.
|