Вверх!
Официальный сайт группы 98-э-5
 

3. Основные правила web-дизайна.

Перед тем, как начинать создание сайта, стоит сесть и продумать общий план будущего Интернет-представительства: что там будет находиться, как его содержимое станет соотноситься друг с другом, какие дополнительные возможности предоставит сайт посетителю, каким будет стиль оформления web-страниц. Для каждого сайта план проектировки будет свой, однако, есть некоторые законы, которые нужно рассмотреть.

Рассмотрим основные правила сайтостроения, исходящие из идеи максимального удобства посетителя - ведь основным потребителем труда web-дизайнера является именно посетитель сайта.

  1. Обязательно нужно давать названия страницам. Здесь имеется в виду название, которое отображается в заголовке броузера. В HTML оно задается между тегами <title> и </title>. Нет ничего хорошего в названии по умолчанию типа "Doc 21". Особенно будет нехорошо, когда страница зарегистрируется в поисковой системе с таким именем.
  2. На сайте обязательно должна быть главная страница с кратким каталогом всех разделов сайта, причем с каждой страницы сайта должна быть ссылка на эту главную страницу. Это вполне естественное требование - сайт должен иметь некий "центр", с которого будет возможен общий обзор содержимого всего Интернет-ресурса. Зачастую посетитель, пришедший на одну из страниц сайта (например, в результате поиска в Yandex), потом переходит на главную страницу и просматривает остальные материалы сайта.
  3. Крайне желательно наличие удобного навигатора по сайту, то есть набора ссылок на остальные страницы сайта, реализованных в виде: вертикальных, горизонтальных и распахивающихся меню (рис. 17).

Рис 17 а. Пример вертикального меню Официального сайта группы 98-э-5. Рис 17 б. Пример горизонтального меню сайта quackers.
Рис. 17 в. Пример меню произвольной формы поисковой машины Yandex. Рис 17 г. Пример распахивающегося меню сайта Video Game Music Archive.

  1. На первой странице сайта должна находиться краткая информация о содержании сайта и представленных материалах. Посетитель, случайно попавший на сайт, не должен гадать, что он может на нем найти.
  2. Крайне желательно, чтобы графика на сайте имела лишь вспомогательное значение (за исключением, конечно, сайтов, посвященных изобразительному искусству и другим подобным тематикам).

  3. Вообще желательно, чтобы количество графических объектов на странице было минимальным. При отображении страницы для загрузки каждого отдельного графического объекта требуется отдельное обращение к серверу, что занимает время. Загрузка десятка рисунков по одному килобайту займет гораздо больше времени, чем одного рисунка в десять килобайт.

    Многие пользователи отключают отображение графики в своих броузерах для ускорения путешествий по Интернет, поэтому рекомендуется давать графике текстовые комментарии, которые в HTML указывается в параметре ALT. Особенно это рекомендуется, когда картинка используется как гиперссылка

  4. Размер каждой страницы сайта не должен превышать предел в 80-100 килобайт вместе с графикой (оптимально - 40-50), за исключением страниц с большим количеством информации - электронных книг.
  5. До любого уголка сайта пользователь должен иметь возможность добраться максимум в два-три нажатия мыши. Вообще, крайне желательна оптимизация сайта на предмет как можно более быстрой по нему навигации. Чем меньше нажатий и перемещений курсора требуется от посетителя для просмотра информации на сайте, тем лучше.
  6. Если на странице сайта регулярно помещается новая информация, то она должна помещаться в самом начале страницы. Пользователь, заходящий на сайт за его новостями, не должен принуждаться к загрузке всей страницы ради одной-двух новых строк, особенно если размер страницы превышает 30-40 килобайт. Он всегда должен иметь возможность нажать кнопку остановки загрузки и получить самую новую информацию.
  7. Если сайт регулярно обновляется, то рекомендуется на первой или отдельной специальной странице помещать информацию о том, что же конкретно было обновлено в последнее время - список обновленных страниц с кратким их содержанием, например:
  8. Если на сайте представлено большое количество текстовой информации, то обязательно следует размещать на нем не только web-страницы с текстами, но и архивы с ними, желательно в формате Zip. Отнюдь не все пользователи Интернет горят желанием читать тексты в on-line-режиме.
  9. Крайне желательно разработать правильное цветовое оформление сайта. Цвет фона может зависить от тематики сайта:
  • Сайты связанные с молодежной тематикой (музыка, компьютерные игры (рис. 18) и т.д.) обычно располагаются на черном фоне.

Рис. 18. Сайт журнала "Великий Дракон".

  • Многие сайты выбирают темно-синий цвет фона, благодаря чему достигается респектабельность (рис. 19).

Рис. 19. Сайт ChatCity.

  • На домашних страницах обычно используется фон пастельных тонов (зеленый, бежевый, голубой)

Но следует отметить, что многие web-дизайнеры считают самым естественным решением использование белого фона (рис. 20).

Рис. 20 а. Сайт Voter.ru.
Рис. 20 б. Сайт AllBest.ru

При использовании фоновых изображений следует подбирать цвет фона более или менее соответствующий фоновому рисунку.

  1. В самом низу страницы принято размещать служебную информацию: сведения об авторских правах, адрес электронной почты разработчика, полезные ссылки, счетчики и т.д.

Перед проектировкой сайта необходимо поставить себя на место его посетителя и попытаться осознать его потребности для того, чтобы впоследствии их учесть. Хороший и посещаемый сайт можно создать только при условии его удобства для тех, кто будет его посещать. Тогда и время и силы, затраченные на проектировку удобного сайта обязательно окупятся.

 
© 2002 Тарицын Андрей
Сайт создан в системе uCoz